Формирование навыков невербального общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в игре


Системная работа по формированию навыков невербального общения с использованием игр может способствовать изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию эмоциональных проявлений. Поэтому мы взялись за исследование формирования навыков невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Объект исследования невербальное общение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  игровые приемы как средство развития навыков невербального общения со сверстниками.

Гипотеза исследования: формирование навыков невербального общения у дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обоснованных игровых приемов, включающих упражнения на различение эмоциональных состояний, понимание средств мимики и пантомимики.

Цель исследования изучить возможности игровой деятельности в развитии навыков невербального общения.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:

Новизна  исследования

  • систематизация игр на развитие невербального общения детей старшего возраста:
  • на различение эмоциональных состояний,
  • понимание средств мимики, пантомимики, жестов.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что система игровых упражнений, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы дошкольных учреждений, а также для работы с ребенком в семье.

Экспериментальной базой исследования является «Новоарбанский детский сад «Радуга» комбинированного вида  п. Новый, Медведевского района,  РМЭ.

Мы наметили формы и приёмы работы с детьми. На практике в течение года мы использовали все намеченные нами мероприятия по заранее составленному плану: работа велась как непосредственно с детьми, так и с родителями.

С учетом предварительной диагностики и наблюдений был разработан перспективный план по формированию навыков невербального общения для детей старшей группы, который был реализован в ходе формирующего эксперимента (см. Приложение 1).
В ходе своей работы мы ставили цели обучить детей навыкам невербального общения, но обучение это должно быть не прямым, а косвенным. Мы решили проводить игровые упражнения на формирование навыков невербального общения в ходе игры. Игры мы проводили при подгрупповой, индивидуальной и фронтальной организации.

При проведении игр придерживались некоторых правил, касающихся организации и проведения игры:

– не использовать за один раз сразу несколько игр, может сложиться негативное отношение к игре;
– нельзя говорить ребенку, что он сделал что-то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы.

Кроме того,  дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом, рассматривать выполненные работы друзей, определяя, кто из играющих более точно запомнил и выполнил задание.

В рамках системы мероприятий по формированию навыков невербального общения была предусмотрена и работа с родителями:

– индивидуальные беседы,
– совместная деятельность,
– родительские собрания.

Цель родительских собраний была следующая:

– ознакомление с формами, функциями общения;
– углубление знаний психолого-педагогических основ общения детей со сверстниками.

Дали родителям  рекомендации  с целями совершенствованиями собственных умений  общения, познакомили с правилами поведения в процессе общения с  детьми.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости формирования навыков невербального общения у детей, а наша гипотеза подтвердилась.

Литература:

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. –  М.: Аркти, 2002 – 96с.
2. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 239с.
3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти 2004 – 159с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться. // Дошкольное воспитание. 2000 №12
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. Ярославль: Академия развития. 1986.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: Гном и Д, 2002.
9. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж 1990.
10. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание – 1999. – №9. – с. 10.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Театрализованная деятельность как средство коррекции и развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии
Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте
Творческий проект «Картонный конструктор "Крохоград"»
Игровой коммуникативный тренинг для детей 6–7 лет "Вместе весело играем"
Авторская программа "Двадцать дней из жизни школьника"
Мероприятие по формированию навыков сотрудничества и социальной компетентности у детей среднего возраста. Тема: "Посмотрите на меня, вот что умею делать я"
| формирование | формирование культуры | навыков | профессиональные навыки | невербального | невербальное общение | общения | деловое общение | сверстниками | со сверстниками | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | игре | бесплатные игры | детский | детский сад | Страничка психолога | Формирование навыков невербального общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в игре Детский сад
Методическая разработка детской конференции "А ты кто, мой глаз?"
Психологическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста в условиях реабилитационного центра
Педагогическая мастерская. Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детской трудовой деятельности. "Труд взрослых в жизни дошкольников"
Игровое занятие — способ обогащения знаний, развития элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития
Методическая работа в детском саду по организации новой образовательной практики "Обновление и самообразование"
Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин